Это нарушение, которое описано в МКБ-10 в разделе связанном с психиатрическими заболевании, в подразделе, посвященном расстройствам адаптации.
Это транзиторное нарушение небольшое степени тяжести, которое возникает и длится в теч. 48 часов после наступление события, вызвавшего эту реакцию. На обычный норм стресс таких реакций не возникает. 48 часов – цифра условная. Может длится дольше. Все, что длится в теч. недели может быть оср. Но основное кол-во на первые 48 часов.
Все ОРС обладают одними общими хар-ми:
1. Изменение уровня активации. Либо возрастает, либо падает.
2. Изменения распространяются на все сферы (поведенческая, эмоциональная, когнитивная)
Все ОСР – это норм. реакции на не нормальные условия.
При ОСР человеку зачастую нужна специализированная помощь.
Истероидная реакция
читать дальше
Опасны эмоциональным заражением.
Похожая на истерику. Яркая видно сразу. Человек кричит, плачет, очень активен. Происходит всегда в присутствии зрителей. Крайне энергозатратная. Может передаваться по механизму заражения. Чаще возникает у женщин. Можно перепутать с реакцией эмоционального отреагирования (плачь). Отличие в степени демонстративности. Истероидная вовлекает других людей в круг действующих лиц. Когда говорит, ждет реакции окружающих. И эта реакция зрителей как субстрат, на котором истероидная продолжается. Также можно перепутать с агрессивным поведением. При агрессивном поведении критерий – наличие вербальной или невербальной агрессии. Если реакция истероидная – человек стоит, движения направлены вовне. Если плачь – человек сидит или стоит, создавая подобие уединения, закрывается.
Общий механизм работы.
Способ для смелых, пользуются на практике редко: сделать что-то неожиданное (пощечина). Само по себе действие истерику не прекращает. Оно дает несколько секунд, чтобы начать работать дальше. Чтобы включить рациональную компоненту и снизить эмоциональную, нужно задать вопрос. В повелительном наклонении. Как зовут, сколько лет? Жестко, без лишних слов. Резкое движение привлекает внимание. Удаление зрителей (не физически), а путем замыкая внимания человека на себя. «Лена! На меня смотрим, дышим. Пьем воду.» Задача: перевести истероидную реакцию в менее затратную и опасную для окружающих.
Второй способ. Для умных. Используется чаще. Более длителен. Но более экологичен для нас как для специалистов и для человека, которому оказываем помощь. Удаляем зрителей. Зачастую невозможно сделать это физически. Замкнуть внимание на себя. Можно установить невербальный контакт. НЕ ТРОГАТЬ ЧЕЛОВЕКА. Занять позицию между ним и зрителями. Можно занять окружающих общественно полезным делом. Оказывать поддержку на невербальном уровне, не используя вербальный. Держим за руку, киваем головой, используем активное слушание. Нельзя вступать в диалог с человеком, не нужно подливать масла в огонь. Если говорим, то будем включать рациональную компоненту. Вопросы не формулируем в вопросительной интонации. «Полных лет сколько?» Реакция бурная, но быстро проходит.
Если ребенок дает истероидную реакцию – удалить родителей в первую очередь.
Признаки:
- чрезмерное возбуждение
- множество движений, театральные позы
- речь эмоционально насыщенная, быстрая
- крики, рыдания
- сохраняется сознание, но почти невозможен контакт
Помощь:
- удалите зрителей, создайте спокойную обстановку
- Неожиданно совершенное действие способно вызвать у пострадавшего ориентировочную реакцию, во время которой вы можете остановить истероидную реакцию
- Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном
- После истерики наступает упадок сил. В этом случае необходимо дать возможность пострадавшему отдохнуть
- Передать под наблюдение медикам
Агрессивное поведение
читать дальшеГетероагрессивное и аутоагрессивное. Аутоагрессия более опасная.
Тоже важно быть готовым с этой реакцией работать.
Человек, который испытывает гетероагрессивную реакцию, имеет право ее испытывать. Это не говорит о его моральных качествах. Начинать работать можно только когда есть уверенность, что для вас это безопасно. Невербальная агрессия находится вне компетенции психолога. Наша задача не допустить перехода агрессии в фазу действия. Реакция человека на агрессию: защита.
Метафора стакана, как степени эмоциональности собеседника. Если у собеседника стакан полон, то наш должен быть пустой.
Техника работы.
Присоединяемся к нему. Начинаем вести его за собой. Начинаем говорить тише и медленнее. Подключаем когнитивную компоненту. Просьба сформулировать свои требования. Чего же вы хотите?
Помощь при оср – это консультирование в особых условиях.
Можно перепутать с истеридной реакцией и ажитированным поведением.
Аутоагрессия. Важно их заметить. Это не так просто. Важно слушать, что человек говорит. «Я не могу с этим жить. Я во всем виновата.» Работа с чувством вины. Важно пойти на разговор о самоубийстве. Можно прямо задать вопрос об этом. Задача: перевести аутоагрессию в гетеро.
Признаки:
- раздражение, недовольство, гнев
- нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами
- словесные оскорбления, брань
- мышечное напряжение, повышение давления
Помощь:
- Свести к минимуму количество окружающих
- Дать пострадавшему возможность «выпустить пар»
- Поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой
- Демонстрировать благожелательность. Можно разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
- Агрессия может быть погашена страхом наказания: если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание и вероятность его осуществления велика, наказание является актуальным для пострадавшего и он понимает, что оно последует.
Психомоторное возбуждение
читать дальше
Крайняя степень проявления: бежит непонятно куда, совершает действия, не осознавая их. Нужно физически человека обезопасить. Речь не связна, человек не может ответить на вопрос, что он делает и зачем. Слабо отдает себе отчет в то, где он находится. Начинаем стимулировать когнитивные процессы. Очень страдают когнитивные процессы: сужается сознание. Необходимо снизить двигательную активность, возвращать в реальность, простроить то, что он должен делать. Можно через истероидную реакцию перевести к отреагированию и потом к апатии. Редко встречаемая реакция. В отличии от истерики не повторяется.
Признаки:
- движение резкие
- бесцельные и бессмысленные действия
Ступор
читать дальшеНе проявляет двигательной активности и практически неконтактен. Смысл реакции – анестезия. Человек не воспринимает внешние стимулы. Тут можно привлечь психиатра. Они обеспечивают медикаментозную терапию.
Психологические приемы:
- вызвать реакцию на серьезные сильные стимулы (говорим оскорбительные вещи)
- присоединение по дыханию и чсс с последующим увеличением своих показателей (активизация работы сиптатической нс)
- воздействие на БОТ
Есть аппаратные способы: электрическое воздействие на кору гм.
Это самая тяжелая психологическая реакция. Психика включила самую мощную защиту. Необходимо обеспечить человека ресурсом, дать поддержку.
Неконтролируемая нервная дрожь
читать дальшеМогут трястись руки, или все тело целиком. Чаще всего встречается у очевидцев событий. Таким образом тело сбрасывает лишнее мышечное напряжение. Может продолжаться достаточно долго. До 8-10 часов. С этой реакцией не обязательно работать. Она пройдет сама собой. Но это может доставлять человеку определенный дискомфорт.
Способ работы. Умеренная физическая нагрузка. Усилить эту реакцию. Потрясти человека.
Плачь
читать дальше
Самая экологическая оср. К этой реакции надо стремиться. Есть 2 ситуации, когда мы помогаем с ней справляться. Если длиться чрезмерно долго и грозит истощением. Или если человеку необходимо в данный момент времени предпринять действия, которым мешает эта реакция.
Способ работы. Подстроится и начать выводить из этого состояния. Но гораздо проще предлагать разнообразные приемы, которые снизят эмоциональный накал. Умеренная физическая активность, дыхательные упражнения. Выпить воды. Легкие суггестивные техники.
Если от реакции не нужно избавляться, то надо дать возможность выплакаться, огородить от зрителей, использовать приемы активного слушания.
Активное слушание:
- угу и поддакивание, кивание головой
- парафраз (повторение за собеседником концовки фразы в повествовательной интонации, можно менять слова местами, заменять синонимами)
- резюмирование (важно попасть в проблемную ситуацию, без вопросительной интонации)
- называние эмоций
- в нужный момент выдержать паузу
Апатия
читать дальше
Реакция встречается часто. Человек выглядит вялым. Ему сложно встать, совершать простые действия. Медленно протекают мыслительные и эмоциональные процессы. Психологический смысл реакции – на физиологическом уровне организм дает передышку, чтобы было время справится с произошедшим. Возникает после сильных нагрузок и энергозатратных реакциях.
Если нет показаний к тому, чтобы реакцию преодолеть, то мы даем ей состояться. Объяснить что с человеком происходит и почему. Мотивировать на отдых. Составить план действий, большие действия разбить на малые, которые будут легко выполнимы. Дыхание, бат, сладкий крепкий горячий чай. Умеренный физические нагрузки, прогулка на воздухе.
Чувство страха, чувство тревоги и вины.
читать дальшеСтрах и тревога похожи. Страх опредмеченная тревога.
Тревога: «меня что-то беспокоит», будет нервничать, обращать внимание на все, пытаться контролировать все.
Необходимо перевести чувство тревоги в чувство страха. Помочь ему понять чего он тревожится. Можно прямо спросить – что вас беспокоит, пугает больше всего. Понять к какому моменту возвращаешься в памяти. Нужно чтобы человек сам назвал, чего он боится. Опредмеченный страх гораздо лучше. Дальше мы можем применять любые известные техники.
Чувство вины. Не несет на себе конструктивной нагрузки. Когда человек действительно виноват? Умышленно или не умышленно? Наказуемо ли это с юридической точки зрения?
2 стратегии работы:
- если виноват, если чувство вины конструктивное. В христианских традициях: если виноват – покайся. Человек раскаивается в своем поступке. Боль, сожаление, стыд. Искуплением вины является раскаяние.
- если вины как таковой нет. Переформулировать чувство вины в слова «я сожалею». Предварительно беседа на тему: почему я это сделала? Эти поступки были сделаны из лучших побуждений. Ресурс в переживании того, что «я хороший родитель». Или «я делал то, что должен был делать руководитель». Через некоторое время – экологическая проверка. Начинаем слушать, насколько он в разговоре говорит о своей вине.
Это транзиторное нарушение небольшое степени тяжести, которое возникает и длится в теч. 48 часов после наступление события, вызвавшего эту реакцию. На обычный норм стресс таких реакций не возникает. 48 часов – цифра условная. Может длится дольше. Все, что длится в теч. недели может быть оср. Но основное кол-во на первые 48 часов.
Все ОРС обладают одними общими хар-ми:
1. Изменение уровня активации. Либо возрастает, либо падает.
2. Изменения распространяются на все сферы (поведенческая, эмоциональная, когнитивная)
Все ОСР – это норм. реакции на не нормальные условия.
При ОСР человеку зачастую нужна специализированная помощь.
Истероидная реакция
читать дальше
Опасны эмоциональным заражением.
Похожая на истерику. Яркая видно сразу. Человек кричит, плачет, очень активен. Происходит всегда в присутствии зрителей. Крайне энергозатратная. Может передаваться по механизму заражения. Чаще возникает у женщин. Можно перепутать с реакцией эмоционального отреагирования (плачь). Отличие в степени демонстративности. Истероидная вовлекает других людей в круг действующих лиц. Когда говорит, ждет реакции окружающих. И эта реакция зрителей как субстрат, на котором истероидная продолжается. Также можно перепутать с агрессивным поведением. При агрессивном поведении критерий – наличие вербальной или невербальной агрессии. Если реакция истероидная – человек стоит, движения направлены вовне. Если плачь – человек сидит или стоит, создавая подобие уединения, закрывается.
Общий механизм работы.
Способ для смелых, пользуются на практике редко: сделать что-то неожиданное (пощечина). Само по себе действие истерику не прекращает. Оно дает несколько секунд, чтобы начать работать дальше. Чтобы включить рациональную компоненту и снизить эмоциональную, нужно задать вопрос. В повелительном наклонении. Как зовут, сколько лет? Жестко, без лишних слов. Резкое движение привлекает внимание. Удаление зрителей (не физически), а путем замыкая внимания человека на себя. «Лена! На меня смотрим, дышим. Пьем воду.» Задача: перевести истероидную реакцию в менее затратную и опасную для окружающих.
Второй способ. Для умных. Используется чаще. Более длителен. Но более экологичен для нас как для специалистов и для человека, которому оказываем помощь. Удаляем зрителей. Зачастую невозможно сделать это физически. Замкнуть внимание на себя. Можно установить невербальный контакт. НЕ ТРОГАТЬ ЧЕЛОВЕКА. Занять позицию между ним и зрителями. Можно занять окружающих общественно полезным делом. Оказывать поддержку на невербальном уровне, не используя вербальный. Держим за руку, киваем головой, используем активное слушание. Нельзя вступать в диалог с человеком, не нужно подливать масла в огонь. Если говорим, то будем включать рациональную компоненту. Вопросы не формулируем в вопросительной интонации. «Полных лет сколько?» Реакция бурная, но быстро проходит.
Если ребенок дает истероидную реакцию – удалить родителей в первую очередь.
Признаки:
- чрезмерное возбуждение
- множество движений, театральные позы
- речь эмоционально насыщенная, быстрая
- крики, рыдания
- сохраняется сознание, но почти невозможен контакт
Помощь:
- удалите зрителей, создайте спокойную обстановку
- Неожиданно совершенное действие способно вызвать у пострадавшего ориентировочную реакцию, во время которой вы можете остановить истероидную реакцию
- Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном
- После истерики наступает упадок сил. В этом случае необходимо дать возможность пострадавшему отдохнуть
- Передать под наблюдение медикам
Агрессивное поведение
читать дальшеГетероагрессивное и аутоагрессивное. Аутоагрессия более опасная.
Тоже важно быть готовым с этой реакцией работать.
Человек, который испытывает гетероагрессивную реакцию, имеет право ее испытывать. Это не говорит о его моральных качествах. Начинать работать можно только когда есть уверенность, что для вас это безопасно. Невербальная агрессия находится вне компетенции психолога. Наша задача не допустить перехода агрессии в фазу действия. Реакция человека на агрессию: защита.
Метафора стакана, как степени эмоциональности собеседника. Если у собеседника стакан полон, то наш должен быть пустой.
Техника работы.
Присоединяемся к нему. Начинаем вести его за собой. Начинаем говорить тише и медленнее. Подключаем когнитивную компоненту. Просьба сформулировать свои требования. Чего же вы хотите?
Помощь при оср – это консультирование в особых условиях.
Можно перепутать с истеридной реакцией и ажитированным поведением.
Аутоагрессия. Важно их заметить. Это не так просто. Важно слушать, что человек говорит. «Я не могу с этим жить. Я во всем виновата.» Работа с чувством вины. Важно пойти на разговор о самоубийстве. Можно прямо задать вопрос об этом. Задача: перевести аутоагрессию в гетеро.
Признаки:
- раздражение, недовольство, гнев
- нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами
- словесные оскорбления, брань
- мышечное напряжение, повышение давления
Помощь:
- Свести к минимуму количество окружающих
- Дать пострадавшему возможность «выпустить пар»
- Поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой
- Демонстрировать благожелательность. Можно разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
- Агрессия может быть погашена страхом наказания: если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание и вероятность его осуществления велика, наказание является актуальным для пострадавшего и он понимает, что оно последует.
Психомоторное возбуждение
читать дальше
Крайняя степень проявления: бежит непонятно куда, совершает действия, не осознавая их. Нужно физически человека обезопасить. Речь не связна, человек не может ответить на вопрос, что он делает и зачем. Слабо отдает себе отчет в то, где он находится. Начинаем стимулировать когнитивные процессы. Очень страдают когнитивные процессы: сужается сознание. Необходимо снизить двигательную активность, возвращать в реальность, простроить то, что он должен делать. Можно через истероидную реакцию перевести к отреагированию и потом к апатии. Редко встречаемая реакция. В отличии от истерики не повторяется.
Признаки:
- движение резкие
- бесцельные и бессмысленные действия
Ступор
читать дальшеНе проявляет двигательной активности и практически неконтактен. Смысл реакции – анестезия. Человек не воспринимает внешние стимулы. Тут можно привлечь психиатра. Они обеспечивают медикаментозную терапию.
Психологические приемы:
- вызвать реакцию на серьезные сильные стимулы (говорим оскорбительные вещи)
- присоединение по дыханию и чсс с последующим увеличением своих показателей (активизация работы сиптатической нс)
- воздействие на БОТ
Есть аппаратные способы: электрическое воздействие на кору гм.
Это самая тяжелая психологическая реакция. Психика включила самую мощную защиту. Необходимо обеспечить человека ресурсом, дать поддержку.
Неконтролируемая нервная дрожь
читать дальшеМогут трястись руки, или все тело целиком. Чаще всего встречается у очевидцев событий. Таким образом тело сбрасывает лишнее мышечное напряжение. Может продолжаться достаточно долго. До 8-10 часов. С этой реакцией не обязательно работать. Она пройдет сама собой. Но это может доставлять человеку определенный дискомфорт.
Способ работы. Умеренная физическая нагрузка. Усилить эту реакцию. Потрясти человека.
Плачь
читать дальше
Самая экологическая оср. К этой реакции надо стремиться. Есть 2 ситуации, когда мы помогаем с ней справляться. Если длиться чрезмерно долго и грозит истощением. Или если человеку необходимо в данный момент времени предпринять действия, которым мешает эта реакция.
Способ работы. Подстроится и начать выводить из этого состояния. Но гораздо проще предлагать разнообразные приемы, которые снизят эмоциональный накал. Умеренная физическая активность, дыхательные упражнения. Выпить воды. Легкие суггестивные техники.
Если от реакции не нужно избавляться, то надо дать возможность выплакаться, огородить от зрителей, использовать приемы активного слушания.
Активное слушание:
- угу и поддакивание, кивание головой
- парафраз (повторение за собеседником концовки фразы в повествовательной интонации, можно менять слова местами, заменять синонимами)
- резюмирование (важно попасть в проблемную ситуацию, без вопросительной интонации)
- называние эмоций
- в нужный момент выдержать паузу
Апатия
читать дальше
Реакция встречается часто. Человек выглядит вялым. Ему сложно встать, совершать простые действия. Медленно протекают мыслительные и эмоциональные процессы. Психологический смысл реакции – на физиологическом уровне организм дает передышку, чтобы было время справится с произошедшим. Возникает после сильных нагрузок и энергозатратных реакциях.
Если нет показаний к тому, чтобы реакцию преодолеть, то мы даем ей состояться. Объяснить что с человеком происходит и почему. Мотивировать на отдых. Составить план действий, большие действия разбить на малые, которые будут легко выполнимы. Дыхание, бат, сладкий крепкий горячий чай. Умеренный физические нагрузки, прогулка на воздухе.
Чувство страха, чувство тревоги и вины.
читать дальшеСтрах и тревога похожи. Страх опредмеченная тревога.
Тревога: «меня что-то беспокоит», будет нервничать, обращать внимание на все, пытаться контролировать все.
Необходимо перевести чувство тревоги в чувство страха. Помочь ему понять чего он тревожится. Можно прямо спросить – что вас беспокоит, пугает больше всего. Понять к какому моменту возвращаешься в памяти. Нужно чтобы человек сам назвал, чего он боится. Опредмеченный страх гораздо лучше. Дальше мы можем применять любые известные техники.
Чувство вины. Не несет на себе конструктивной нагрузки. Когда человек действительно виноват? Умышленно или не умышленно? Наказуемо ли это с юридической точки зрения?
2 стратегии работы:
- если виноват, если чувство вины конструктивное. В христианских традициях: если виноват – покайся. Человек раскаивается в своем поступке. Боль, сожаление, стыд. Искуплением вины является раскаяние.
- если вины как таковой нет. Переформулировать чувство вины в слова «я сожалею». Предварительно беседа на тему: почему я это сделала? Эти поступки были сделаны из лучших побуждений. Ресурс в переживании того, что «я хороший родитель». Или «я делал то, что должен был делать руководитель». Через некоторое время – экологическая проверка. Начинаем слушать, насколько он в разговоре говорит о своей вине.
@темы: психология